Если вас заинтересовала эта тема, то вы, наверняка, уже знакомы с обширной системой английских времен. В этом языке насчитывается 12 временных аспектов, каждый из которых выражает определенные обстоятельства совершения действий. В свою очередь с аспектами времени связано такое грамматическое понятие, как активный и пассивный залог в английском языке. Сегодня мы выясним, в чем заключается принципиальное отличие этих категорий, какими способами они образуются и можно ли их применять взаимозаменяемо.
Залог как грамматическая категория
Залог глагола в английском языке призван выражать отношение между субъектом, объектом и производимыми действиями.
Чаще всего речевые конструкции несут информацию о том, что конкретное лицо производит действия над объектом.
- Oleg is repairing my car now – Олег чинит мою машину.
В таком случае, действующее лицо выражено подлежащим, а объект действий – дополнением. Это типичная комбинация активного залога (active voice), т.к. акцент выставлен на исполнителе.
Но иногда встречаются ситуации, в которых объект играет главную роль, а действующее лицо находится на втором плане или вовсе не указывается. При этом дополнение фактически принимает на себя функции подлежащего.
- My car is being repaired now – Мою машину сейчас чинят.
Такая конструкция – яркий пример пассивного залога (passive voice), т.к. в центре внимания объект, который не сам производит действия, а подвергается чужому влиянию. Обратите внимание на то, как изменяется поведение английского глагола в зависимости от используемого залога. В следующих разделах мы подробно остановимся на этом вопросе и разберем грамматические моменты образования глагольных форм английского языка, а также выясним, бывают ли ситуации, которые могут быть выражены только одним определенным залогом.
Активный и пассивный залог в английском языке – сравнительные таблицы и примеры
Чтобы понять значение активного и пассивного залога, а также уяснить разницу между ними, составим две таблицы с формулами построения и примерами.
Образование действительного залога
Если вы проработали всю систему времен английского языка, то вам уже очень хорошо знаком активный залог. К нему относятся предложения любого аспекта, при условии, что в них главное лицо самостоятельно выполняет действия. Иными словами, используется стандартная структура: подлежащее (субъект, производящий действия) + сказуемое (активная форма глагола) + дополнение (объект, на который направлено действие).
Вспомним, как образуется активный залог, и приведем примеры предложений. Для удобства, разделим табличный материал на три группы времен.
Active voice (Действительный залог) | |||
Аспект | Утверждение | Отрицание | Вопрос |
Present tenses (Настоящие времена) | |||
Simple | инфинитив (для 3 лица инф. + s (-es) My friend writes fairy tales for children. Мой друг пишет сказки для детей. They write tests every Friday. Они пишут тесты каждую пятницу. | don’t / doesn’t + инф. My friend doesn’t write fairy tales for children. Мой друг не пишет сказки для детей. They don’t write tests every Friday. Они не пишут тесты каждую пятницу. | Do / does + инф. ? Does your friend write fairy tales for children? Твой друг пишет сказки для детей? Do they write tests every Friday? Они пишут тесты каждую пятницу? |
Continuous | am/are/is + прич. I (-ing форма) Now I am cooking pancakes. Сейчас я готовлю блины. We are doing a school newspaper now. Мы занимаемся школьной газетой. | am/are/is + not + прич. I (-ing форма) Now I am not cooking pancakes. Сейчас я не готовлю блины. We are not (aren’t) doing a school newspaper now. Мы не занимаемся школьной газетой. | am/are/is + прич. I (-ing форма )? Are you cooking pancakes now? Ты сейчас готовишь блины? Are we doing a school newspaper now? Вы делаете сейчас школьную газету? |
Perfect | has/have + прич. II (past participle) She has already solved this problem. Она уже решила эту проблему. You have already cleaned these rooms. Ты уже убрал эти комнаты. | has/have + not + прич. II (past participle) She has not (hasn’t) solved this problem yet. Она еще не решила эту проблему. You have not (haven’t) cleaned these rooms yet. Ты еще не убрал эти комнаты. | has/have + прич. II (past participle)? Has she solved this problem already? Она уже решила эту проблему? Have you cleaned these rooms already? Ты уже убрал эти комнаты? |
Perfect Continuous | has/have + been + прич. I (-ing форма) I have been writing my homework for half an hour. Я пишу свою домашнюю работу уже полчаса. She has been waiting for me for ten minutes. Она прождала меня 10 минут. | has/have + not + been + прич. I (-ing форма) I haven’t been writing my homework for half an hour. Я не пишу мою домашнюю работу полчаса. She hasn’t been waiting for me for ten minutes. Она не ждала меня 10 минут. | has/have + been + прич. I (-ing форма)? Have you been writing your homework for half an hour? Ты пишешь свою домашнюю работу уже полчаса? Has she been waiting for you for ten minutes? |
Past Tenses (Прошедшие времена) | |||
Simple | инф. + —ed или вторая форма непр. гл. My friend wrote fairy tales for children. Мой друг писал сказки для детей. They wrote tests every Friday. Они писали тесты каждую пятницу. | didn’t + инф. My friend didn’t write fairy tales for children. Мой друг не писал сказки для детей. They didn’t write tests every Friday. Они не писали тесты каждую пятницу. | Did + инф. ? Did your friend write fairy tales for children? Твой друг писал сказки для детей? Did they write tests every Friday? Они писали тесты каждую пятницу? |
Continuous | was/were + прич. I (-ing форма) At 8 a.m. I was cooking pancakes. В 8 утра я готовила блины. We were doing a school newspaper at 4 p.m. В 4 часа мы делали школьную газету. | was/were + not + прич. I (-ing форма) At 8 a.m. I was not (wasn’t) cooking pancakes. В 8 утра я не готовила блины. We were not (weren’t) doing a school newspaper at 4 p.m. В 4 часа мы не делали школьную газету. | was/were + прич. I (-ing форма)? Were you cooking pancakes at 8 p.m.? Ты готовила блины в 8 утра? Were you doing a school newspaper at 4 p.m.? Вы делали школьную газету в 4 часа? |
Perfect | had+ прич. II (past participle) By the time she had solved this problem. К тому времени она решила эту проблему. | had+ not + прич. II (past participle) By the time she had not (hadn’t) solved this problem yet. К тому времени она еще не решила эту проблему. | had+ прич. II (past participle)? Had she solved this problem by the time? Она решила проблему к тому времени? |
Perfect Continuous | had + been + прич. I (-ing форма) I had been writing my homework since 5 o’clock. Я писал свою домашнюю работу c 5 часов. | had + not + been + прич. I (-ing форма) I hadn’t been writing my homework since 5 o’clock. Я не писал свою домашнюю работу с 5 часов. | had + been + прич. I (-ing форма)? Had you been writing your homework since 5 o’clock? Ты писал свою домашнюю работу с 5 часов? |
Future Tenses (Будущие времена) | |||
Simple | will + инф. My friend will write fairy tales for children. Мой друг будет писать сказки для детей.
| will + not + инф. My friend will not (won’t) write fairy tales for children. Мой друг не будет писать сказки для детей.
| will + инф. Will your friend write fairy tales for children? Будет твой друг писать сказки для детей? |
Continuous | will + be + прич. I (-ing форма) I will be cooking pancakes at this time. Я буду готовить блины в это время. | will + not + be + прич. I (-ing форма) I won’t be cooking pancakes at this time. Я не буду готовить блины в это время. | will + be + прич. I (-ing форма) Will you be cooking pancakes at this time? Ты будешь готовить блины в это время? |
Perfect | will + have + прич. II (past participle) She will have solved this problem by 7 o’clock tomorrow. Она решит эту проблему завтра к 7 часам. | will + not + have + прич. II (past participle) She won’t have solved this problem by 7 o’clock tomorrow. Она не решит эту проблему завтра к 7 часам. | will + have + прич. II (past participle)? Will she have solved this problem by 7 o’clock tomorrow? Она решит эту проблему завтра к 7 часам? |
Perfect Continuous | will + have + been + прич. I (-ing форма) I will have been writing my homework from 5 to 6 o’clock. Я буду писать свою домашнюю работу с 5 до 6 часов. | will + not + have + been + прич. I (-ing форма) I won’t have been writing my homework from 5 till 6 o’clock. Я не буду писать свою домашнюю работу с 5 до 6 часов. | will + have + been + прич. I (-ing форма) Will you have been writing your homework from 5 till 6 o’clock? Ты будешь писать свою домашнюю работу с 5 до 6 часов? |
Как видно из таблицы, при образовании активного сказуемого, изменениям подвергаются и вспомогательные слова, и глаголы действия.
Действительный залог употребляется значительно чаще, чем страдательный, и в отличие от последнего, используется со всеми типами глаголов.
Образование пассивного залога
После того, как вы освоили все активные формы, можно переходить к изучению пассивного залога и его речевых конструкций на английском языке.
Страдательный тип сказуемых встречается не часто, но в некоторых ситуациях его использование необходимо. Passive voice применяют в ситуациях, когда:
- Неизвестен исполнитель;
- Некорректно называть виновника событий;
- Важен результат действий, а не их исполнитель;
По смысловому построению активный и пассивный залог в английском языке диаметрально противоположны. Предложения в страдательном залоге основаны на такой схеме: подлежащее (объект чьих-то действий) + сказуемое (глагол в пассиве) + дополнение с предлогом (исполнитель действий или средство труда).
Рассмотрим, как образуются утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения в пассивном залоге. Понять общие формулы и рассмотреть примеры passive voice нам поможет грамматическая таблица. Для сравнения в ней представлены те же предложения, что и в действительном залоге.
Passive voice (Страдательный залог) | |||
Аспект | Утверждение | Отрицание | Вопрос |
Present | |||
Simple | am/are/is + прич. II (past participle) This fairy tale is written by my friend. Эта сказка написана моим другом. These tests are written by us every Friday. Эти тесты пишутся нами каждую пятницу. | am/are/is + not + прич. II (past participle) This fairy tale isn’t written. Эта сказка не написана. These tests aren’t written by us every Friday. Эти тесты не пишутся нами каждую пятницу. | am/are/is + прич. II (past participle)? Is this fairy tale written by your friend? Эта сказка написана твоим другом? Are these tests written every Friday? Эти тесты пишут каждую пятницу? |
Continuous | am/are/is + being + прич. II (past participle) Pancakes are being cooked now. Блины сейчас готовятся. The school newspaper is being done now. Школьная газета сейчас делается. | am/are/is + not + being + прич. II (past participle) Pancakes aren’t being cooked now. Блины сейчас не готовятся. The school newspaper isn’t being done now. Школьная газета сейчас не делается. | am/are/is + being + прич. II (past participle)? Are pancakes being cooked now? Блины сейчас готовятся? Is the school newspaper being done now? Школьная газета сейчас делается? |
Perfect | have/has + been + прич. II (past participle) The problem has been already solved. Эта проблема уже решена. The rooms have been cleaned. Комнаты убраны. | have/has + not + been + прич. II (past participle) The problem hasn’t been solved yet. Эта проблема еще не решена. The rooms haven’t been cleaned yet. Комнаты еще не убраны. | have/has + been + прич. II (past participle)? Has the problem been solved? Эта проблема решена? Have the rooms been cleaned already? Комнаты уже убраны? |
Past | |||
Simple | was/were + прич. II (past participle) This fairy tale was written by my friend. Эта сказка была написана моим другом. These tests were written by us every Friday. Эти тесты писались нами каждую пятницу. | was/were + not + прич. II (past participle) This fairy tale wasn’t written by my friend. Эта сказка не была написана моим другом. These tests weren’t written every Friday. Эти тесты не писались каждую пятницу. | was/were + прич. II (past participle)? Was this fairy tale written by your friend? Эта сказка была написана твоим другом? Were these tests written every Friday? Эти тесты писались каждую пятницу? |
Continuous | was/were + being + прич. II (past participle) Pancakes were being cooked. Блины готовились. The school newspaper was being done at that moment. Школьная газета как раз делалась в тот момент. | was/were + not + being + прич. II (past participle) Pancakes weren’t being cooked at that moment. В тот момент блины не готовились. The school newspaper wasn’t being done at that moment. Школьная газета в тот момент не делалась. | was/were + being + прич. II (past participle)? Were the pancakes being cooked at that moment? Блины в тот момент готовились? Was the school newspaper being done at that moment? В тот момент делали школьную газету? |
Perfect | had + been + прич. II (past participle) The problem had been solved by that time. К тому времени проблема была решена. | had + not + been + прич. II (past participle) The problem hadn’t been solved by that time. К тому времени проблема была решена. | had + been + прич. II (past participle)? Had the problem been solved? Проблема была решена? |
Future | |||
Simple | will + be + прич. II (past participle) This fairytale will be written by my friend. Эта сказка будет написана моим другом. | will + be + прич. II (past participle) This fairytale won’t be written by my friend. Эта сказка не будет написана моим другом. | will + be + прич. II (past participle)? Will this fairytale be written by your friend? Эта сказка будет написана моим другом? |
Perfect | will + have + been + прич. II (past participle) The problem will have been solved. Проблема будет решена. | will + not + have + been + прич. II (past participle) The problem won’t have been solved. Проблема не будет решена. | will + have + been + прич. II (past participle)? Will the problem have been solved? Проблема будет решена? |
Времена страдательного залога образуются путем изменения формы вспомогательного to be,нисколько не затрагивая глагол действия.
Заметим, что не все глаголы употребляются в страдательном залоге в английском языке: пассивные сказуемые образуются только переходными глаголами, т.е. глаголами, требующими дополнения. Кроме того, страдательный залог не применяется в аспектах perfect continuous и не имеет конструкций простого континиуса будущего времени. Таким образом, ему доступно всего 8 временных аспектов.
Прежде чем проработать активный и страдательный залоги на практике, рекомендуем распечатать табличный материал и повторить все способы образования. Продолжайте совершенствовать свой английский и добиваться успехов!