Английская грамматика кажется новичкам сложной и запутанной. Однако, первое впечатление обманчиво. Например, система времен – образец четко продуманной и логично выстроенной схемы, позволяющей понять время совершения событий при первом же взгляде на глагол. Отчаялись уловить эту логику и постичь суть каждого аспекта? Не переживайте! Цель сегодняшней статьи – подробно объяснить все времена в английском языке для чайников, новичков и всех тех, кто самоотверженно учил теорию, но до сих пор не умеет применять заученные правила на практике.
Сравнение русского и английского восприятия времени
Начнем с общих разъяснений системы времен английского языка.
В русской речи мы используем три вида времени: настоящее, прошедшее и будущее. В английском же языке, выделяют более 12 видов, как считают многие. Но это не совсем верный подход.
На самом деле у англичан ровно такие же 3 типа времени, но каждый из них разделяется еще на 4 подвида:
- Simple – просто действие;
- Continuous – действие, происходящее в конкретный момент времени.
- Perfect – завершенное действие;
- Perfect Continuous – действие, которое длится уже некоторое время, приносит определенные результаты, но еще не завершено.
Если уметь разбираться в этих смысловых оттенках, то употребление времен не будет вызывать никаких проблем. Постараемся развить этот навык и дадим доступные пояснения по каждому из аспектов.
Все правила на времена в английском языке для чайников
Здесь нас ждут примеры всех возможных временных групп, объяснение их употребления и подробная информация о построении предложений.
Present (Настоящее)
Если для нас настоящее – это все, что относится к данному моменту, то для англичан настоящее играет четырьмя различными красками.
1) Present Simple
Факты, обыденные действия, умения, навыки. Данный аспект несет наиболее обобщенное понимание времени.
- I write poems – Я пишу стихи (всегда, каждый день, никогда, часто, редко).
- He writes poems – в 3 лице к сказуемому всегда дополняется –s.
Для вопросов и отрицаний не забывайте использовать вспомогательный do.
? | – |
Do you write? Does he write? | I don’t write; he doesn’t write. |
2) Present Continuous
Действие в его активном развитии, т.е. то, что происходит прямо сейчас. Важно конкретное указание времени.
- I’m writing poems now – Я пишу стихи (сейчас, в данный момент, в указанное время).
В данном аспекте главное уметь разбираться в формах глагола to be, который не только является составной частью сказуемого, но и образует вопросы и отрицания.
? | – |
Are you writing? Is she writing? | I am not, she isn’t, we aren’t writing |
3) Present Perfect
Результат завершенного действия. На русский язык такие предложения всегда переводятся глаголами совершенного вида (что сделал?). При этом время действия указывается не конкретно, а приблизительно.
- I have written poems – Я написал стихи (только что, уже, еще нет, когда-то, к такому-то дню, часу, месяцу).
Все виды высказываний строят при помощи вспомогательного глагола have (для 3 лица has).
? | – |
Have you written? Has she written? | I haven’t written; she hasn’t written |
4) Present Perfect Continuous
Действие, уже принесшее некоторые результаты, но еще не являющееся завершенным. Подчеркивается протяженность событий во времени.
- I have been writing poems since 2005 – Я пишу стихи с 2005 года (с детства, с такого то времени, с …до, весь день, в течение, в последнее время).
? | – |
Have you been writing? Has she been writing? | I haven’t been writing, she hasn’t been writing |
Past (Прошедшее)
То же разделение на виды характерно и для прошлого.
1) Past Simple
Действие, относящееся к прошлому и не имеющее связи с настоящим.
- She sent me a letter yesterday – Она прислала мне письмо (вчера, позавчера, на прошлой неделе, в … году, давно).
Обратите внимание, что для образования утверждения используется вторая форма глагола, а для построения вопроса и отрицания связка did +инфинитив.
? | – |
Did she send? | She didn’t send. |
2) Past Continuous
События происходили в конкретный момент прошлого.
- She was writing this letter at 5 o’clock yesterday – Она писала это письмо вчера в 5 часов (в тот момент).
? | – |
Was she writing? Were they writing? | She wasn’t, they weren’t writing |
3) Past Perfect
Действие прошлого, которое завершилось до наступления другого действия, или временного момента.
- She had sent the letter before she learned this news– Она отправила письмо до того, как узнала эту новость (прежде чем, после, когда).
? | – |
Had she sent? | She hadn’t sent. |
4) Past Perfect Continuous
Действие, которое продолжалось долгое время, и было завершено с наступлением определенного момента в прошлом.
- She had been writing the letter for a few days before she sent it – Она писала это письмо несколько дней, прежде чем отправить его (до того, когда).
? | – |
Had she been writing? | She hadn’t been writing. |
Future (Будущее)
Рассмотрим, как отличаются оттенки будущего.
1) Future Simple
Действие, которое произойдет в будущем.
- I will fly to Spain – Я полечу в Испанию (завтра, через год, в ближайшем будущем, через 5 лет)
? | – |
Will you fly? | I won’t fly. |
2) Future Continuous
Планируется, что действие произойдет в конкретный момент будущего.
- I will be flying to Spain at this time tomorrow – Завтра в это время я буду лететь в Испанию.
? | – |
Will you be flying? | I won’t be flying. |
3) Future Perfect
Действие произойдет до наступления определенного момента.
- I will have flown to Spain by the end of the day – Я улечу в Испанию к концу дня.
? | – |
Will you have flown? | I won’t have flown. |
4) Future Perfect Continuous
Действие будет длиться до определенной точки в будущем. Данный аспект употребляется в речи крайне редко.
- By April 15, I will have been living in Spain for 3 month – К 15 апреля я буду жить в Испании уже 3 месяца.
? | – |
Will you have been living? | I won’t have been living. |
Надеемся, мы справились с задачей и разъяснили времена в английском языке даже для чайников. Чтобы закрепить изученную теорию, рекомендуем решить практические упражнения на времена глаголов в английском языке.
Успехов в совершенствовании знаний и до новых встреч!
Хорошая статья! спасибо!
Здравствуйте,
не могли бы вы разъяснить разницу между двумя случаями употребления артиклей «а» и «the «, которые я вижу одинаковыми и не могу понять в чем разница между ними….
вот примеры объяснения использования артикля с интернета
Один из случаев употребления артикл «а»:
-Артикль в обобщающем значении означает, что существительное является представителем некоего класса, и всё, что о нем сказано в предложении, можно отнести и к другим предметам этого класса:
A limerick is a short comic verse consisting of five lines.
Лимерик – это короткий юмористический стишок из пяти строк.
A kitten is a young cat.
Котенок – это молодая кошка.
A tiger is a dangerous animal
Тигр опасное животное (данный пример я взяла с другой статьи, добавила не случайно так как именно этот пример показал мне как будто оба артикля здесь взаимозаменяемы…..)
а вот один из случаев употребления артикля «the»
Обозначение всего класса предметов с помощью определенного артикля
Когда под существительным подразумевается весь класс (вид) предметов (лиц), то оно используется с определенным артиклем в единственном числе.
The tiger is dangerous. — Тигр опасен. (Вид животных под названием «тигры» опасен.)
The cat was domesticated many centuries ago. — Кошка была приручена (одомашнена) много веков назад. (Вид животных под названием «кошки» был приручен много веков назад.)
Я не пойму, в обеих случаях идет выделение представителя класса, а в чем тогда разница в их употреблении? И что тогда обозначает артикль «а» он ведь дает объяснение про весь род представителей класса или нет?….
спасибо заранее за объяснение..
Здравствуйте, спасибо за Ваш вопрос, пояснить можем следующее:
Артикль «А» — используем когда говорим вообще, обобщённо (любой тигр, любой котёнок),
Артикль «The» — когда говорим про что-то конкретное, именно кошки, а не какой-то другой вид.
Я сам изучающий язык,так что объясню,как я это понимаю. В случае с котёнком. Котёнок-это молодая кошка. Ничего конкретного,много молодых кошек.А вот если-бы было написано;котёнок «зизи» -молодая кошка,Это означало бы,что мы эту кошку уже знаем, позтому ставим артикл «the». А в случае с тигром имеется ввиду,что из многих видов мы знаем,что существует этот конкретный вид и этот вид уже нам встречался,поэтому тоже ставим «the»