Изучение английского языка состоит из нескольких взаимосвязанных процессов. А именно: познания грамматики, развития слухового восприятия, вырабатывания навыка свободно произношения и, конечно же, набора словарного запаса. Сегодняшний материал посвящен занятиям с лексикой, а конкретно знакомству с таким методом работы, как карточки для изучения английских слов.
Этой популярной методикой пользуются многие, а слышали о ней и вовсе практически все. В статье разберем различные методики запоминания слов по карточкам, узнаем, как составлять лексические подборки самостоятельно и поговорим о том, насколько данный способ обучения эффективен для преподавания английского детям. Итак, приступим!
- Эффективность метода
- Как правильно учить английские слова по карточкам
- Традиционный метод
- Мнемотехника
- Комбинированный подход
- Где искать слова и как сделать карточки
- Карточки для изучения английских слов с детьми
- Английский по карточкам с играми для детей 3-4 лет
- Карточки английского языка и игры для дошкольников
- Карточки для изучения английского языка и игры в начальной школе
Эффективность метода
Конечная цель изучения языка – это умение свободно говорить на нем. Поэтому важно постоянно практиковаться в построении фраз и предложений, для чего нужно обладать широким словарным запасом. Вот как раз активно наработать лексику и помогают тематические карточки с английскими словами. Они представляют собой небольшие двухсторонние таблички. На первой стороне написан английский термин, а на обороте дана транскрипция и русский перевод. Также встречаются варианты с односторонним оформлением, но они менее удобны для изучения английского языка.
Почему же стоит предпочесть именно такой способ обучения? Дело в том, что карточки со словами обладают целым рядом преимуществ. Среди самых важных достоинств методики отметим следующие:
- Доступность – карточки для изучения английских выражений и слов легко можно сделать самостоятельно или скачать в интернете. А готовые наборы продаются в любом книжном магазине.
- Вариативность – темы занятий можно постоянно менять и даже комбинировать. Например, на начальном этапе выучить лексику по теме «Еда», а на продвинутом уровне вернуться к этим карточкам, только уже составляя из слов речевые фразы.
- Многозадачность – карточки по английскому с транскрипцией дают понятие не только о переводе слова, но и о его правильном написании и произношении.
- Наглядность – карточку всегда можно сопроводить тематической картинкой, помогающей быстрее и лучше запомнить трудное слово или выражение.
- Универсальность – учебный материал легко взять с собой на работу, в поездку на дачу или в дальнее путешествие. Кроме того, стандартные бумажные карточки для английского языка можно заменить современным виртуальным вариантом, напоминающим развлекательную флеш игру.
Также стоит отметить, что этим способом могут изучать язык и взрослые, и дети, а само занятие не займет много времени.
Из положительных качеств метода складывается и положительное влияние на процесс обучения. При занятиях с карточками у учащегося улучшаются произношение и правописание, а также развиваются навыки понимания английской речи. Но добиться такой эффективности можно только при грамотном подходе к организации учебного процесса.
Как правильно учить английские слова по карточкам
В обучении важна не столько регулярность занятий, сколько их правильная организация. Учить английский по карточкам можно несколькими способами.
Традиционный метод
Абсолютно все новички начинают изучать английский язык с освоения алфавита и простейших слов. А быстро освоить эти базовые этапы знаний начинающим помогают английские карточки. При первом знакомстве с языком занятия лучше проводить в таком формате.
- Внимательно работаете с первой стороной карты, стараясь самостоятельно правильно прочесть слово и наглядно запомнить его написание.
- Переворачиваете карту и изучаете значение и транскрипцию выражения. Старайтесь работать так, чтобы в памяти выстроилась четкая логическая связь между написанием, транскрипцией и переводом слова. На каждую карточку необходимо уделить около 1 минуты времени.
- Методами, описанными в первых пунктах, изучаете за занятие порядка 20-25 слов по любой понравившейся теме: еда, спорт, глаголы, местоимения, погода, человек и т.д. Работайте не только визуально – обязательно проговаривайте вслух и английское произношение, и русский перевод.
- Выучив запланированное количество материала, делаете небольшой перерыв на 10 минут. Затем возвращаетесь к работе, но теперь уже стараетесь правильно угадывать перевод английских слов. Угаданные переводы откладываете в сторону, а оставшуюся колоду тасуйте после каждого прохода. Работа продолжается до тех пор, пока не западут в память абсолютно все выражения.
На этом первый день учебы с карточками по английскому языку завершен. Следующий урок рекомендуется проводить в том же формате, но отрабатывая обратный порядок: по русскому переводу необходимо точно назвать английское слово.
По данной методике на одну тему отводится 2 занятия. Но не забывайте повторять пройденный материал. Периодичность повторения зависит от качества запоминания. В усредненном варианте можно воспользоваться такой схемой: повтор колоды через 3 дня, 5 дней, 10 дней, 2 недели и, наконец, месяц.
Мнемотехника
Этот метод основан на особенностях восприятия информации и работы памяти. Смысл заключается в том, чтобы на каждое иностранное слово создать настолько яркий образ, что выражение мгновенно отпечатается в памяти.
Например, вы изучаете карточки «Одежда» на английском и вам надо запомнить слово T-shirt [Тишот] – футболка. Для заучивания выражения необходимо создать ассоциативный ряд, который легко западет в память.
Сначала придумываем схожую по звучанию русскую фразу: «ТИхон ШЬЁТ футболку». У нас получилось создать не только звуковое сочетание, но и вставить перевод, что еще больше поспособствует облегчению запоминания. Итак, теперь представляем себе «во всех красках» и подробностях образ нашей фразы: Как выглядит Тихон? Чем он шьет? Какой цвет у футболки? Что на ней нарисовано? Ответы на все эти вопросы должны сложиться в настолько четкую и яркую картинку, чтобы при любом упоминании T-shirt в голове тут же возникал образ футболки, которую «ТИхон ШЬЁТ».
Несмотря на долгое описание, ассоциации и образы наш мозг придумывает буквально за секунды. Задача ученика – закрепить эту ассоциацию, отработав четкую связь между английским словом, русским звучанием и «картинкой» с обозначением перевода.
Этот метод входит в 5-ку лучших способов совершенствования памяти. Но мы бы рекомендовали изучать с помощью данной методики только самые сложные слова, которые никак не хотят западать в память. Потому что, сочиняя на каждое слово русский образ, вы, во-первых, не втягиваетесь в понимание чужого языка, а во-вторых, рискуете вскоре запутаться в собственных ассоциациях, т.к. некоторые слова похожи.
Комбинированный подход
Под этим термином мы понимаем сочетание традиционного способа с различными методиками облегчения запоминания. Сюда, например, можно отнести карточки для изучения английского с картинками. Если у вас сильнее развита именно визуальная память, то эффективнее них вы вряд ли что-то найдете.
Аудиалам можно посоветовать записывать на диктофон собственное чтение карточек с переводом, и в свободное время прослушивать эти записи. Для возможности угадывания перевода, делайте паузы в 10-15 секунд между английским термином и русским значением.
Если вы сильны в аналитике, то пробуйте составлять логические цепочки. Например, комбинируйте слова из разных карточек. Так, изучая тему «Еда» и слово «Apple» [эпл] – яблоко, можно скомпоновать ассоциативную связь между цветом, формой и предметом. Иными словами, аналитикам лучше учить не одно слово, а сразу сочетания: например, round red apple – круглое красное яблоко. Или еще сложнее «I eat a round red apple» — Я ем круглое красное яблоко.
Подогнать традиционные схемы изучения под свои возможности и интересы – вот самый эффективный подход к занятиям иностранным языком. Так вы учтете и многолетний опыт лингвистов, и внесете в свои занятия индивидуальность, которая поможет включить в работу лучшие качества интеллекта.
Где искать слова и как сделать карточки
Решив изучать английский с карточками, ученик сталкивается с такими проблемами: где подыскать слова и как сделать сами карточки. Решить эти затруднения можно в два счета.
Совсем новичкам в английском советуем приобрести готовые словарные наборы по темам начального уровня: приветствия, еда, цифры, одежда, цвета и т.п. Покупные наборы содержат самую распространенную лексику языка и станут хорошим подспорьем в освоении азов. А набрав определенную базу знаний, можно переходить на самостоятельное изготовление учебных материалов.
Создать карточки не составит труда. Достаточно взять лист картона/бумаги, согнуть его несколько раз и разрезать на равные части. Лексику для изучения можно взять из списков распространенных слов, тематических подборок, а также из собственных обучающих материалов: учебников, фильмов, аудио-лекций и т.п. В принципе для карточек подойдет любая информация, которую мы учим на своих занятиях по иностранному языку.
Помогают сделать карточки и многочисленные интернет-сервисы. Достаточно загрузить список отобранных слов с переводом, и программа сама скомпонует их в карточки. Остается нажать кнопку печать и разрезать на части подготовленные листы. Помимо быстроты процесса, у такого способа изготовления английских словарных карт есть еще одно преимущество: к каждой карточке можно добавить тематическую картинку.
И не забывайте о том, что обучение с карточками можно проводить онлайн. Многие сайты предлагают готовые флеш наборы на базовые темы: погода, человек, прилагательные, глаголы, местоимения и т.д. С такой методикой достаточно просто кликать мышкой для просмотра слов, и сопоставления перевода с оригинальным термином.
Карточки для изучения английских слов с детьми
Один из плюсов данной методики заключается в том, что она подходит для обучения учеников любого возраста. Но особо эффективны карточки для преподавания английского языка детям. Яркие, красочные картонки привлекают внимание юных полиглотов уже одним своим оформлением. А при грамотном подходе и содержание эти «веселых» картинок также активно усваивается оживленным детским умом.
Такая методика применима даже для самых маленьких малышей. Картинки не только помогают ребятам понять значение слов самостоятельно, но и западают в детскую память, увлекая за собой английское звучание. А разнообразие тем расширяет детский кругозор и позволяет изучать язык параллельно с другими занятиями. Так, за едой ребята могут узнать, как называются овощи и фрукты на английском, а играя с игрушками, можно по-английски называть любимых кукол и зверюшек.
Очень легко воспринимаются малышами карточки про цвета на английском. Конечно, во многом этому способствует яркое оформление учебного материала. Вообще, для детей карточки обязательно должны быть с красочной картинкой и крупными шрифтами. Чем насыщеннее дизайн, тем сильнее он привлекает детское внимание и развивает вовлеченность детей в процесс занятий английским языком.
Но здесь стоит отметить, что для юных учеников ни в коем случае нельзя использовать те же методики преподавания, что и для взрослых. Скучное запоминание каждой карточки в течение 1 минуты ребенку быстро надоест, а для построения ассоциативных связей детский интеллект еще очень мал. Поэтому для обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста используется специальная игровая форма занятий.
Английский по карточкам с играми для детей 3-4 лет
Если вашему малышу всего 3-4 года, то рекомендуем сделать крупные обучающие карты с красочными картинками. Из набора можно выложить дорожку, и медленно провести по ней ребенка, называя вслух каждое английское слово. Такую игру стоит проделать несколько раз, а когда малыш освоится в названии карт, можно превратить дорожку в отдельные островки. Тогда родитель говорит слово, а задача ребенка быстро прибежать на названый «островок».
Еще можно сыграть в обычную «угадай-ку». Выкладываются 3-4 карты, ребенок вместе с родителями называет каждую из них. Затем малыша просят отвернуться (или закрывают ему глаза руками) и быстро убирают одну карту. Задача ребенка – правильно назвать убранную карточку.
Карточки английского языка и игры для дошкольников
С более взрослыми ребятами можно сыграть в простенькие «вопросы-ответы». Например, родитель берет колоду карт и поочередно называет каждую карточку. Задача ребенка подтверждать правильность названия, говоря Yes, или исправить ошибку родителя, сказав No и правильно назвав показанную картинку.
Еще одна вариация – выложить на стол несколько карт одной тематики и добавить 1 «лишнюю». Малыш должен убрать ненужную карту, и объяснить, почему он это сделал. Например, на столе лежит последовательность:
- Apple;
- Banana;
- Cat;
- Potato;
- Milk.
Ребенок убирает карту Cat и объясняет свой выбор примерно так: This is an animal (Это животное).
Карточки для изучения английского языка и игры в начальной школе
С группой учеников можно поиграть в английское лото «Бинго». Заранее подготавливаются карты с набором слов, и каждый участник игры получает свою карточку. Учитель берет в руки колоду английских карт, и вытягивает по одной карте, показывая изображение классу, но не называя его. Задача учеников быстро вспомнить английское слово и, если оно есть у них в карточке, вычеркнуть его. Побеждает ученик, первый собравший одну, две или три линии в карте.
Также младшим школьникам понравится усовершенствованный вариант угадайки. Выбирается ведущий, который вытягивает из колоды 1 карту. Не показывая ее классу, ученик старается объяснить простыми английскими фразами, что изображено на картинке. Например, называя цвет предмета, его форму, сферу использования и т.п. Допустим, изображен банан. Ребенок говорит: It is food (Это еда). It is yellow (Она желтая). Monkeys like it (Обезьянки любят ее). Побеждает тот, кто первый из класса угадает загаданную карту.
Вот так многообразен метод изучения английского языка по карточкам. Не бойтесь экспериментировать с методиками, подбирая наиболее оптимальный вариант конкретно под свои интересы и возможности. Успехов в совершенствовании знаний и до новых встреч!
Такой метод отлично подходит для деток младших классов. Также рекомендую делать карточки разноцветными.