Почему английские времена глаголов тяжело поддаются изучению? Потому что многие хотят обхватить все и сразу, скачав из интернета картинку с системой времен и кратчайшим объяснением их употребления. Но так не бывает, чтобы с первого взгляда за 5 минут суметь постичь грамматические категории языка, выработанные годами. Поэтому каждый вид времени следует разбирать отдельно и подробно. Сегодня мы будем рассматривать значение и законы образования прошедшего продолженного времени, используя для закрепления past perfect continuous примеры. Материал довольно объемный, зато позволяет разложить все буквально по полочкам.
Значение Past perfect continuous
В быту часто встречаются ситуации, когда действие совершается в течение какого-либо времени, а параллельно ему возникает еще одно событие, и в итоге эти два действа соседствуют. Вот для описания таких совпадений англичане и используют конструкции перфект континиус. Сегодня мы будем говорить о процессе совершения действия и событиях, соседствующих ему, в прошедшем времени.
В английском языке существует всего два распространенных случая, однозначно требующих постановки одной части предложения в past perfect continuous.
Соседство действий
Первое действие находится в процессе совершения, добавляется второе событие, которое по своей сути уже завершено, в то время как первое все еще продолжается.
Объяснение звучит несколько запутано, но на практике фразы выглядят очень просто:
- I had been knitting a sweater for 20 minutes when the cat jumped on the table. – Я вязала свитер уже 20 минут, когда кот прыгнул на стол.
В момент вязания свитера кот прыгнул на стол. Два действия параллельны, но при этом прыжок кота уже был завершен, а вязание свитера по-прежнему продолжалось. Важно отметить, что обязательно в таких конструкциях употребляются указатели временного промежутка:
- He had been growing these flowers since he built the farm. – Он выращивал эти цветы с тех пор, как построил ферму;
- The children told that they had already been painting the picture for 5 days – Дети рассказали, что рисовали эту картину уже 5 дней.
В указанных случаях, наступившие события не останавливали процесс, а показывали, с какого момента начались данные действия, или как долго они продолжаются. Но существуют в данной категории и конструкции с указанием завершения действия.
Результат действия
Иногда встречаются в речи примеры предложений с использованием past perfect continuous для выражения недавно завершившихся действий. Такая конструкция употребляется с целью подчеркнуть влияние произошедших событий на последующие действия:
- My eyes ached as I had been reading the book for a long time – У меня болели глаза, так как я долго читал книгу
- Her hands were dirty as she had been peeling beets – Ее руки были грязные, так как она чистила свеклу.
Видно, что указанные действия произошли совсем недавно, а их результат явно ощущается в данный момент времени.
Напомним, что в английской грамматике невозможны случаи употребления продолженного времени с глаголами, обозначающими состояние. В такой ситуации следует использовать Past Perfect.
Способы образования предложений
Для создания выражения с прошедшим совершенным продолженным временем необходимо воспользоваться вспомогательной конструкцией had been и причастием I. Вторая часть предложения, т.е. совершенное действие ставится, как правило, в Past Simple.
Процесс Завершенное действие
Эта схема подходит для ситуаций, когда употребление конструкции связано с первым случаем – соседством действий. Если же акцент ставится на результат, то употребляющиеся части сложного предложения могут меняться местами.
Результат Завершенный процесс
Вопросительные предложения в этом времени образуются так же, как и в других: путем вынесения вперед сказуемого и с помощью специальных вопросов. Для отрицания к had добавляют частичку not.
Это основные теоретические моменты, но любые грамматические конструкции невозможно осваивать без практики. Помогут лучше изучить past perfect continuous примеры, представленные в таблице.
Предложения | Перевод |
She had been looking for her pencil until she stepped on it. | Она искала свой карандаш до тех пор, пока не наступила на него. |
I had been sleeping for 2 hours when my phone rang up and my mother asked me to call a doctor. | Я спал уже 2 часа, когда зазвонил телефон, и моя мать попросила меня вызвать врача. |
Nick felt a muscle ache as he had been working out in the gym for 3 hours. | Ник чувствовал боль в мышцах, так как он прозанимался в спортивном зале три часа. |
My brother said that my boyfriend had been waiting for me since morning. | Мой брат сказал, что мой парень прождал меня с утра. |
Заметьте, что при переводе совершающихся действий мы используем всегда глаголы несовершенного вида. Если же речь идет о завершенных событиях, то допускается употребление совершенного вида.
Past perfect continuous примеры – сводная таблица
Для понимания и запоминания материала, любую теорию необходимо подкреплять практикой, т.е. выполнением упражнений. Но прежде, чем приступить к заданиям, рекомендуем еще раз повторить значение и способы употребления past perfect continuous примеры предложений которого представлены ниже. Вспомним, как используется эта конструкция в выражениях различного типа, и составим полезную шпаргалку, которая пригодится для выполнения упражнений.
+ | ? | — |
My little sister had been doing her homework for an hour when I came. Моя младшая сестра уже час делала уроки, когда я пришла. | Had my little sister been doing her homework for an hour, when I came? Моя младшая сестра делала уроки уже час, когда я пришла? Возможны спец.вопросы*: What had my little sister been doing…? Что делала моя младшая сестра…? Who had been doing…? Кто делал…? | My little sister had not (=hadn’t) been doing her homework for an hour when I came. Моя младшая сестра не делала час уроки, когда я пришла. She hadn’t. Она не делала. |
We were tired we had been playing football for 120 minutes. Мы были уставшими, так как мы играли в футбол 120 минут. | Had you been playing football for 120 minutes? Вы играли в футбол 120 минут? Или любой спец. вопрос, напр.: How long had you been playing….? Как долго вы играли…? Why had you been playing…? Почему вы играли…? | We hadn’t been playing football for 120 minutes. Мы не играли в футбол 120 минут. We hadn’t. Мы не играли.
|
His brother had been singing operatic songs since his childhood. Его брат пел оперные песни с самого детства. | Had his brother been singing operatic songs since his childhood? Его брат пел оперные песни с детства? or Which kind of songs had his brother been singing…? Какие песни пел его брат…? Who had been singing…? Кто пел …? Why had he not been singing…? Почему он не пел …? | His brother hadn’t been singing operatic songs since his childhood. Его брат не пел песни с самого детства. He hadn’t. Он не пел. |
* Подобные вопросы могут содержать любые специальные вопросительные слова. Задача таблицы показать принцип их построения.